Третий год подряд в проливе Сенявина работают научные сотрудники биологического факультета МГУ и Камчатского филиала Тихоокеанского института географии (ТИГ ДВО РАН), где они проводят исследования в рамках совместной с национальным парком научной программы по изучению китообразных Чукотки. Однако в этом сезоне горбачей в проливе оказалось на редкость мало. В чём причина «исчезновения» китов и куда они ушли, пока остаётся загадкой.
За весь сезон 2019 года учёным удалось сфотографировать в проливе Сенявина всего 16 горбачей, тогда как в прошлые годы – около сотни.
– В этом году горбатых китов вообще мало везде – на Командорских островах, где мы также ежегодно проводим наблюдения, тоже было всего 7 особей, а обычно не меньше 50, – рассказывает доктор биологических наук Ольга Филатова.
На вопрос «Куда и почему ушли киты?» ответа у учёных пока нет. По одной из версий, киты ушли дальше на север из-за изменения климата, но информация об их перемещениях в настоящее время отсутствует.
Возможно, причиной ухода горбачей из пролива стало отсутствие корма, о котором свидетельствует также факт массовой гибели морских птиц, зафиксированный инспекторами национального парка.
Встречи со старыми знакомыми
Из 16 встреченных учёными горбачей только 4 кита новых, большая часть – старые знакомые, которых наблюдали на Чукотке в прошлые годы.
– Видели мы их не одновременно, киты менялись в течение сезона. Был горбач, который всё время держался в проливе – мы его в первый день сфотографировали и его же в последний, а остальные заходили и уходили – вероятно, проверяли, видели, что еды нет, и шли дальше, – рассказывает Ольга.
Косаток тоже в этом году не было совсем. В прошлом году косатки встретились учёным только один раз, а два года назад их было очень много, встречи отмечали практически каждые в три дня.
Гастрономические пристрастия
– Последние несколько дней мы наблюдали, что пошла песчанка. До этого киты кормились планктоном – они ныряли. А в последние 2-3 дня появились птичьи пятна – это выглядит так: птицы на одном месте собираются, ныряют, кричат. На фотографиях видно, что в клювах у птиц песчанка. Киты подходят к таким птичьим пятнам и там кормятся. Возможно, они слышат, как птицы кричат – по крайней мере, мы неоднократно наблюдали, как киты целенаправленно идут к птичьему пятну, – продолжает Ольга.
По словам учёных, они впервые за всё время наблюдений на Чукотке видели, что горбачи кормятся песчанкой. В прошлом году киты питались, в основном, планктоном, два года назад – сайкой. Это тоже удалось установить по снимкам птиц в местах кормления китов.
Исследовательские планы
Учёные планируют приехать на Чукотку в следующем сезоне, чтобы посмотреть, вернутся ли горбачи. В этом году из-за отсутствия основного объекта исследования, учёным пришлось переключить внимание на серых китов.
Первоначально исследователи планировали сравнить содержание гормонов в жире горбачей – командорской и чукотской группировки. Но так как горбачей в этом году не было нигде, они попробовали брать биопсию у серых китов. Однако оказалось, что кожа у них более плотная, не простреливается стрелой, поэтому собрать пробы не получилось.
Если горбатые киты и в следующем сезоне не появятся, продолжение работы на Чукотке будет под вопросом.