Мы считаем, что заявления чукотских депутатов, опубликованные на официальном сайте окружной Думы, не соответствуют действительности и государственной экологической политике России, и хотим их прокомментировать.
- Депутаты заявляют, что деятельность WWF России вышла за рамки ранее подписанного соглашения между Фондом и Правительством региона, поскольку Фонд ведёт работу по созданию «12-мильной буферной зоны вдоль арктического побережья».
Вероятно, депутаты перепутали «12-мильную буферную зону» вдоль всего арктического побережья с морской охранной зоной национального парка «Берингия», которая создаётся на основании Федерального закона об особо охраняемых природных территориях, а также во исполнение поручения Правительства РФ от 01.07.2021 № ЮТ-П11-8674 по активизации работы по установлению и актуализации охранных зон ООПТ федерального значения в ДФО.
Всемирный фонд дикой природы действительно участвует в проектировании данной охраняемой акватории по просьбе Министерства природных ресурсов и экологии России, с которым фонд ведёт успешную совместную работу более четверти века. Участие экспертов WWF России в проектировании морской охранной зоны национального парка не имеет отношения к Соглашению фонда с Правительством Чукотки. Кроме того, внутренние морские воды России являются федеральной собственностью и данная акватория не попадает под юрисдикцию окружных властей.
- По мнению спикера окружной Думы Валентины Рудченко, «создание такой зоны повлияет на обороноспособность нашей страны и её экономическую безопасность».
Охранные зоны создаются в обязательном порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства с целью минимизировать негативное воздействие на заповедники и национальные парки. Они есть у всех особо охраняемых природных территорий нашей страны. Некоторые ООПТ имеют не просто охранные зоны, а акватории, входящие в состав заповедников и национальных парков, и никогда не создавали угроз обороноспособности и экономике России.
В частности, морская охранная зона существует с 1995 года у заповедника «Курильский», расположенного на острове Кунашир в стратегически важном районе в непосредственной близости с Японией. С 1993 года охраняемая акватория заповедника «Командорский» (граница с США) имеет площадь более 3,5 миллионов гектаров, и её границы заканчиваются в тридцати морских милях от российского берега. Заповедник «Остров Врангеля» также имеет морскую охранную зону, созданную в 2012 году, шириной от 12 до 24 миль.
- По мнению руководителя Общероссийского народного фронта на Чукотке Алёны Вакарик, «под видом сохранения природы на Чукотке может быть запрещена промысловая, спортивная, любительская охота, рыболовство, проход и стоянка судов вне водных путей общего пользования, пролёт летательных аппаратов на расстоянии более 1 км и на высоте более 2 км от птичьих базаров, морских лежбищ, геолого-разведочные изыскания, разработка полезных ископаемых».
В проекте Положения о морской охранной зоне национального парка «Берингия» прописаны запреты на спортивную и любительскую охоту, так как она возможна на водных объектах только с применением маломерных плавательных средств, что запрещено Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».
Рыболовство планируется запретить только прибрежное и промышленное – те виды добычи водных биологических ресурсов, которые подрывают популяции рыб у берегов Чукотки.
Какие-либо запреты и ограничения, связанные с традиционным природопользованием коренных жителей (рыбалка и охота), осуществлением завоза генерального груза в населённые пункты и проходом судов Северным морским путём в документе отсутствуют.
Запрет на проход и стоянку судов вне водных путей общего пользования – обычная и показавшая себя эффективной в России морская практика. Например, выделенные для судозаходов пути прохода по акватории федерального заказника «Малые Курилы» соответствуют не только природоохранным требованиям, но и безопасности навигации в Охотском море.
Пролёт летательных аппаратов над лежбищами и птичьими базарами уже запрещён Положением о национальном парке «Берингия». За введение данного ограничения, в первую очередь, выступили коренные жители, которые помнят множество примеров, когда авиация распугивала моржовые лежбища. Также подобное ограничение по нахождению рядом с лежбищами и залёжками морских зверей представители Территориально-соседских общин просили ввести для крупногабаритных морских судов, в том числе круизных.
Геологоразведка и добыча полезных ископаемых несут огромные риски, связанные с загрязнением морской среды и шумовым беспокойством китообразных и ластоногих. Исключение вероятности такого воздействия в районе нагула животных, в акватории где ведётся промысел коренными жителями, представляется нам необходимой и первоочерёдной. Напомним, что во время Общественных слушаний о выделении участков под разведку и добычу углеводородов компании "Роснефть" у берегов Восточной Чукотки, местные жители единогласно высказались против подобных действий.
Важно отметить, что подобные ограничения введены во всех охраняемых акваториях России.
- Сопредседатель регионального штаба ОНФ на Чукотке Татьяна Минеева отмечает, что «создание охраняемой акватории представляет государственную угрозу, так как на острове Ратманова находится пограничный пост, который не сможет функционировать, так как на Ратманова будет запрещена любая хозяйственная деятельность».
Остров Ратманова не просто не входит в границы проектируемой акватории, но и находится на расстоянии более пяти миль от её внешних границ, в чём можно убедиться, ознакомившись с проектом Положения о морской охранной зоне.
- На сайте окружной Думы сказано, что Всемирный фонд природы «всячески стремится создать на Чукотке особо охраняемые природные территории. По сути, создание таких территорий есть ничто иное, как отторжение земель от государства под видом блага для животного мира».
Создание особо охраняемых природных территорий как инструмент сохранения биологического разнообразия регламентировано указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. В соответствии с этим Указом, Правительству России поручено к 2024 году создать не менее 24 особо охраняемых природных территорий.
А «Основы государственной политики Российской Федерации в области экологического развития» (утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012 года) рассматривают развитие системы особо охраняемых природных территорий в числе основных механизмов реализации государственный политики в области экологии.
За 27 лет работы при участии WWF России в нашей стране создано более 145 заповедников, национальных парков и других федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий общей площадью 65 миллионов гектаров.
WWF России имеет подписанные соглашения с руководством 13 субъектов федерации. За последние годы на Чукотке при поддержке WWF России был реализован ряд проектов по сохранению природы. Созданы и уже 15 лет работают Медвежьи патрули – команды добровольных помощников из числа местных жителей, благодаря которым удалось снизить почти до нуля количество конфликтов с белыми медведями. В рамках Программы по адаптации коренного населения к изменениям климата и поддержания традиционного природопользования получили поддержку 40 проектов местных жителей. Подписаны и реализуются шесть соглашений с территориально-соседскими общинами КМНС, главы семи посёлков, а также Провиденского городского округа написали письма поддержки ведущимся проектам, подписаны дополнительные соглашения с двумя районами ЧАО. Таким образом, проекты Фонда на Чукотке имеют не только природоохранную, но и социальную значимость.
Важно отметить, что решение властей Чукотки о прекращении сотрудничества с WWF России, не поддержали и в Госдуме. По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, у WWF много полезных проектов в нашей стране, поэтому нужно не запрещать его работу, а искать компромисс.
«Мне кажется, там все можно решить в режиме диалога, а не каких-то вот этих запретов, потому что у WWF много проектов в нашей стране, и многие из этих проектов очень полезные, экспертная работа, которой они занимаются, представляет серьезный интерес. Поэтому запрещать их, конечно, не нужно, но диалог в рамках субъекта надо вести. Мне кажется, найти там какой-то компромисс вполне можно. Понятно, что у нас интересы защиты природы, охраны природы должны быть увязаны с интересами наших граждан и с развитием субъектов Российской Федерации. Я здесь на самом деле противоречий не вижу, я думаю, что они смогут договориться. Дальше посмотрим, как они будут выходить, но я думаю, что это должен быть диалог», — сказал он.