С прошлого года учёные также проводят работы по изучению шумового воздействия на поведение китообразных. Подобные исследования актуальны в связи с развитием Северного морского пути и активизацией судоходства в Арктике. Шумовое загрязнение океана провоцирует стресс, который снижает иммунитет морских зверей, мешает воспринимать звуки сородичей и искать добычу. В рамках исследований учёные проигрывают под водой звуки, подобные шуму двигателя и наблюдают за тем, как это влияет на поведение серых китов.
— В прошлом году мы проигрывали звуки довольно тихо, а в этом громкость подводного динамика была громче на 20 дБ. Мы пытались понять какой порог восприятия у животных, как будет проявляться поведенческая реакция на эти суда. Оказалось, что восприятие звука зависит от индивидуальности: некоторые звери пугались, а некоторые совершенно не реагировали. Один старый серый кит не обращал никакого внимания на громкие звуки, и даже когда мы подошли очень близко, продолжал заниматься своими китовыми делами, —рассказывает Ольга Филатова, руководитель научной группы.
Кроме того, учёные отметили необычную тенденцию в распределении серых китов: считается, что для китообразных нехарактерна привязанность к определённому месту, но некоторые серые киты пролива Сенявина регулярно встречаются в одних и тех же местах.
— В течение сезона некоторые серые киты постоянно кормятся в одних и тех же локациях. Из 13 зверей, встреченных в прошлом году, трое снова встречались в тех же местах. А самка, которую мы прозвали Гильмимылиха (встречаем её в бухте Гильмимыль), держится в одной и той же точке уже третий сезон! Вероятно, это можно объяснить стабильностью донных экосистем пролива и их высокой пищевой ёмкостью: если есть известная «столовая», в которой вкусно и обильно кормят, то нет необходимости искать новую, —пояснила волонтёр экспедиции Татьяна Придорожная, которая специализируется на фотоидентификации серых китов.
Также в этом году учёные работали над загадкой так называемых «вонючих» серых китов. Морских охотников давно волнует проблема животных, мясо которых обладает неприятным медицинским запахом и непригодно в пищу. В большинстве случаев, специфический запах заметен во время выдоха кита, но иногда обнаружить его удаётся только после того, как животное добыли. Чтобы попытаться установить причину появления запаха, учёные целенаправленно отбирали генетические пробы с таких китов при помощи специального арбалета. Зверобои из села Новое Чаплино также собрали несколько образцов самостоятельно и передали учёным для исследований.
— Интересно, что киты, которые держатся в проливе Чеченгкуйым, почти все «вонючие», а в соседнем Иергыне мы таких зверей не встретили. Поэтому стоит в первую очередь проверить гипотезу о локальном отравлении, —прокомментировал Иван Федутин, инженер биофака МГУ.
Горбатых китов в проливе Сенявина было в этом году около 40, половина из них — старые знакомые, отмечавшиеся здесь и раньше. Как и в прошлом году, из низких широт в богатые пищей воды Чукотки пришли три самки с детёнышами.
Одна из трёх групп косаток, встреченных учёными в проливе, отмечатся здесь ежегодно каждый сезон. Благодаря фотоидентификации удалось выяснить, что эта группа держится не только в тихоокеанских водах, но и проходит Берингов пролив и уходит далеко на запад в Чукотское море: этих же животных отмечали в районе острова Колючин.