Денис Бояков, Никита Козлов, Евгений Матюшенко, Максим Новосельский, Павел Корныльев и Александр Скачков прошли на лыжах более 230 км от Лорино до Уреликов. В Провидения участники автономной лыжной экспедиции посетили лекцию в офисе национального парка и рассказали о том, как они добирались до одного из самых удаленных регионов России, с какими трудностями столкнулись и что запомнилось больше всего.
– Как возникла идея поехать именно на Чукотку?
– Мы уже были в похожем путешествии, и все вместе думали, куда поехать дальше. Рассматривали места, где еще не были, где можно было бы пройти на лыжах. Зимой нам интересно передвигаться именно на лыжах, потому что это совершенно отдельный вид передвижения – можно забираться туда, куда пешком не пройдешь.
Кто-то из нас предложил отдаленный регион нашей страны – Чукотку, о которой мы ничего не знали. И соответственно, мы выбрали этот район для нашего следующего путешествия.
– До этого у нас была интересная история. Мы уже решили, что поедем на Чукотку, а потом сначала пошли на Алтай. Летом, в Казахстан. И там мы несколько раз услышали рассказ: «Я служил на Чукотке». Оказалось, что часть казахов служила на Чукотке, в Анадыре, в танковых войсках. И мы поняли, что это не случайно.
– Насколько сложно было добраться до Чукотки?
– Чукотка для материковой части России – это достаточно тяжелое направление. Долететь до Анадыря из Москвы стоит около 20 тысяч, а мы из Питера, поэтому нужно добираться сначала до Москвы. Но главная сложность – это местные авиалинии, с ними весьма непросто.
– Наш общий бюджет приближается к миллиону рублей. 600-700 тысяч – это транспортные расходы. По-другому сюда не добраться. Билеты из Москвы туда-обратно стоили 45 тысяч, но мы начали готовиться еще с октября. Внутренние авиалинии – еще 40 тысяч туда-обратно, плюс 38 тысяч за перевес 100 килограммов, потому что на внутренних рейсах норма багажа всего 10 килограммов плюс 5 ручной клади. Всю еду мы привезли из Питера. Это обошлось примерно в 10 тысяч рублей на 10 дней для всей группы. Так что основная статья расходов – это транспорт.
– Как планировали маршрут?
– Мы планировали маршрут так, чтобы не просто пройти по дороге, а забраться в какие-то интересные места, познакомиться с особенностями региона, рельефа. Конечно, мы учитывали наличие здесь особо охраняемой природной территории, с этим были связаны некоторые ограничения. Самое главное – нам хотелось поехать именно такой компанией. Район путешествия тоже очень важен. Хотелось, чтобы он был автономным. Общая протяженность нашего маршрута от Лорино до поселка Урелики составила 231 километр.
– С какими трудностями столкнулись при подготовке?
– Главная проблема – нет никаких описаний Чукотки. Последний отчет о походе, который мы нашли в петербургских библиотеках, был 1973-78 годов. Обычно туристы составляют отчеты о своих путешествиях, чтобы следующие могли посмотреть описание района, узнать о сложностях. А по Чукотке очень мало информации. В горной части при восхождениях мы не знали особенностей и могли ориентироваться только на картографический материал.
И этот исторический материал тоже был не идеального качества. Были некоторые разночтения, которые выяснялись уже на месте. Поэтому было сложно выбрать правильный маршрут.
Карты здесь не позволяли видеть то, к чему мы привыкли в европейской части России. Все эти наклоны, горизонтали – здесь они какие-то условные. Мы могли только примерно ориентироваться на них.
– Расскажите про сам маршрут
– Мы были группой из шести человек. Четырнадцать дней экспедиции. Стартовали из Лорино. Сначала прилетели в Лаврентия, но поняли, что удобнее начать из Лорино, поэтому доехали туда на машине.
Первые четыре дня – это было около 80-85 километров вдоль залива, чтобы попасть в горную часть. Там мы столкнулись с тем, что хотели пройти перевалы, которых нет на карте. Фактически совершили первое прохождение этих перевалов. Для нас точно, хотя наверняка кто-то проходил до этого.
– С погодой вам повезло?
– Погодные условия в последние дни не позволяли оценить обстановку визуально. Был сильный туман, он висел на высоте трехсот метров. Внизу все было видно хорошо, а наверху совершенно плохо. Последний перевал мы поднимались вообще «на ощупь».
– Как проходил обычный день в экспедиции?
– Вставали около 7 утра, иногда в 6:30, если предстояли горные участки. Выходили в 9 утра. Приходили на ночевку около 6 вечера, ставили лагерь. Проходили примерно 15-20 километров в день. Была одна дневка – ждали погоды, но так и не дождались.
Однажды мы пообедали, закипятили супы, и вдруг на снегоходе приезжает парень. Он не ожидал нас увидеть: «Еду, думаю, очки запотели, что за яркое пятно на снегу». Район действительно редко посещается лыжниками.
– Что больше всего запомнилось и удивило?
– Совершенно уникальные пейзажи, когда идешь, солнце светит, эти сопки такие необычные. Видели песца. Люди здесь очень доброжелательные. Мы попали в Новое Чаплино, нас пригласили переночевать, накормили, угостили местными деликатесами, много нам рассказали. Потрясающая атмосфера – мы окунулись в жизнь, познакомились с бытом местных народов. Везде посетили музеи, нам очень понравилось.
Чукотка навсегда останется в нашем сердце.