НОВОСТИ И СОБЫТИЯ ПАРКА «БЕРИНГИЯ»

Обсуждение морской охранной зоны и общественного совета

Представители национального парка «Берингия» встретились в декабре 2016 года с жителями поселков Лаврентия и Лорино с целью обсуждения вопросов по общественному совету и проекту морской охранной зоны.

Жители Лаврентия в первую очередь были обеспокоены природоохранным режимом планируемой 12-мильной морской охранной зоны. По их представлениям, охранная зона может ограничить посещение морской акватории с целью осуществления традиционного природопользования, затруднить движение морского транспорта, обеспечивающего северный завоз, и даже инициировать сокращение квот на добычу морзверя.

Представители национального парка подробно рассказали о проекте положения планируемой охранной зоны. Пояснили, что основная цель создания морской охранной зоны национального парка – исключить ведения вблизи границ особо охраняемой территории геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых. Не допустить в пределах охраняемых акваторий повреждения и изменения рельефа дна, загрязнения акваторий, а также избежать в морской охранной зоне неорганизованный туризм.

Любое промышленное воздействие: геологическая разведка дна, или добыча углеводородов в границах потенциальной морской охранной зоны, по мнению сотрудников национального парка, может негативно повлиять на морские экосистемы, которые «кормят» весь Чукотский полуостров. Ведь на шельфовой зоне Берингова пролива и Чукотского моря находятся кормовые поля моржей и краснокнижных китообразных. Вдоль побережий гнездятся сотни тысяч морских птиц, жизнь которых полностью зависит от морских экосистем. Повреждение и загрязнение морских экосистем скажется и на численности объектов охоты местных жителей, занимающихся традиционным природопользованием. Всё взаимосвязано, пояснил докладчик.

От нескольких местных жителей прозвучали обвинения в адрес национального парка по поводу запрета охоты на отдельные виды животных. В частности, был приведен пример с белым гусем, охота на которого запрещена на территории Чукотского АО. Местный житель посетовал, что белого гуся, к сожалению, нельзя стрелять на Чукотке, а в США на него охота разрешена. Таким образом, «Берингия» как будто специально сохраняет охотничий ресурс для американских охотников, жаловался охотник. На территории национального парка, по словам местного жителя, более строгий природоохранный режим, поэтому некоторые нарушения, на которые обычно местный охотовед закрывает глаза, будут жестко пресекаться сотрудниками национального парка, что ущемляет права жителей, не относящихся к числу коренных и малочисленных народов Севера.

Высказывания представителя администрации Чукотского района в адрес национального парка «Берингия» были не менее странными. Чиновник пытался заставить объяснить руководство национального парка насколько целесообразно ведение межгосударственной политики, связанной с выполнением общих природоохранных задач на приграничных акваториях Берингова пролива. Несколько раз задавал вопрос о том, что же сделало США для охраны приграничных акваторий, и почему Россия должна что-то охранять здесь. Кроме того, при упоминании полного запрета промышленного воздействия вблизи границ особо охраняемой природной территории, чиновник обвинил национальный парк в блокаде экономического развития региона.

«Очень необычно слышать высказывания региональных чиновников в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения, дискредитирующие учреждение, которое выполняет государственные задачи в сфере охраны окружающей среды», - прокомментировал высказывания сотрудника администрации докладчик - заместитель директора национального парка Максим Антипин.

Представители пограничной службы, по словам местных жителей, также не понимают смысла создания столь «протяженной и широкой» морской охранной зоны. Жители Лаврентия ссылались на письменный комментарий пограничной службы, в котором говорилось о том, что морские биологические ресурсы уже охраняются пограничной службой, то есть национальный парк будет выполнять те же функции.

На вопрос «о дублировании» функций сотрудники национального парка пояснили, что пограничная служба занимается слишком узким кругом задач в сфере охраны морских биологических ресурсов. К примеру, сотрудники государственной морской инспекции не будут вникать в вопросы косвенного воздействия на морские экосистемы. Также они не могут ограничить присутствие промышленников в пределах границ ценной морской акватории.

Вопрос о работе «северного» общественного совета при национальном парке «Берингия» также вызвал у жителей Лаврентия много вопросов. В начале выступления большинство из присутствующих были категорически против создания совета, так как, по их словам, это один из способов «манипулирования мнением людей через отдельных выбранных членов общественного совета».

Докладчик объяснил, что общественный совет – это один из способов совместной работы с населением, своего рода совещательный орган при национальном парке «Берингия». Работа общественного совета будет направлена главным образом на поиск компромиссов при возникновении спорных вопросов между жителям сёл и природоохранным учреждением. После продолжительной дискуссии, присутствующие согласились в необходимости создания общественного совета на условиях, что из посёлка Лаврентия также должны быть выбраны кандидаты для участия в совете.
Встреча с жителями соседнего села Лорино, находящегося около границ национального парка, прошла более продуктивно. Большинство присутствующих с пониманием отнеслись к проекту морской охранной зоны. Идея создания «северного» общественного совета в ходе встречи была поддержана.

Проект морской охранной зоны в настоящее время находится на рассмотрении в Минприроды России.

 
image
Встреча с кандидатами в члены в общественного совета и сотрудниками администрации Чукотского района. Автор фото: Андрей Гынон

image

image
Встреча с жителями посёлка Лаврентия. Автор фото: Андрей Гынон

image
Сотрудник национального парка "Берингия" проводит встречу с жителями села Лорино