НОВОСТИ И СОБЫТИЯ ПАРКА «БЕРИНГИЯ»

От пищух до бурых медведей

В гостях у национального парка «Берингия» известный российский фотограф-путешественник и переводчик - Пётр Романов. Это необычный и интересный человек занимался документальной фотосъемкой дикой природы Чукотского полуострова с мая по июль текущего года.

- Пётр, почему Чукотка?
- В прошлом году меня пригласили в свою группу археологи. Тогда я совершенно случайно оказался в офисе национального парка «Берингия». Сотрудники нацпарка поинтересовались, есть ли у меня фотографии природы Чукотского полуострова, которые можно использовать для работы ООПТ. В результате, после долгой беседы, директор национального парка Владимир Бычков пригласил меня поработать на территории в полевой сезон 2015 г., и я, конечно же, согласился.

- Фотография - это увлечение или это ваша профессия? Расскажите, как Вы стали заниматься фотографией?
- В 13 лет отец подарил мне плёночный фотоаппарат «Смена», с тех пор я стал заниматься фотографией. В то время меня больше интересовала техническая сторона процесса: приготовление фоторастворов, проявление плёнки, работа с увеличителем, печать фотографий. Чуть позже мне подарили зеркальный фотоаппарат «Зенит». В 35 лет, по совету моего товарища, заядлого охотника, переквалифицировавшегося в фотоохотника, я приобрел профессиональную фототехнику с длиннофокусным объективом и начал снимать дикую природу.

- А сколько всего лет вы профессионально занимаетесь фотографией?- Профессионально больше 30 лет.

- Хобби пересекалось как-то с вашей основной работой?
- Да, конечно! По образованию я зоолог, и фотокамера по сути была моей записной книжкой в научных экспедициях. Фотография являлась документальным подтверждением встреч объектов животного и растительного мира, а также рассказывала об интересных поведенческих моментах из жизни отдельных видов животных.

- Пётр, скажите, а сейчас фотография для Вас - это способ зарабатывания денег?- Я бы сказал, что это способ траты денег. Современная профессиональная фототехника стоит очень больших денег. Недёшево обходятся и путешествия по миру. 25 лет читаю лекции с использованием своих фотографий в Германии, но этих доходов не хватает покрыть даже небольшую часть экспедиций. К примеру, моя статья о пищухах, вышедшая в престижном журнале в Германии, принесла доход всего 400 евро. А чтобы собрать фотоматериал по этим интересным зверькам, только перелет до места съёмки в Киргизию обошелся в одну тысячу евро. Фотография всё забирает, это уже как болезнь. Зарабатываю я деньги переводами – свободно владею немецким.

- Пётр, Вы сказали, что по образованию зоолог, а значит, наверное, больше всего любите фотографировать млекопитающих и птиц?- Нет, это далеко не так. Страшно люблю фотографировать цветы, я их люблю и разговариваю с ними, когда фотографирую. Нравится мне фотографировать и беспозвоночных. А в Африке, был случай, когда меня местные жители оттягивали от самой ядовитой змеи – мамбы. Пытался подойти к ней как можно ближе. У меня при фотосъемке есть одна особенность – я пытаюсь портретировать животных и очень мало фотографирую их в окружающей среде. Причем очень долго выжидаю, чтобы сделать красивый портрет животного.

- Удалось ли Вам сделать какие-то научные открытия благодаря фотокамере?- Да, при помощи фотокамеры и высококачественных линз мне удалось узнать некоторые подробности из жизни пищух. Известно, что пищухи являются копрофагами, то есть поедают помёт. Но долгое время считалось, что пищухи поедают только помёт представителей своего вида. А при помощи фотоаппарата мне удалось установить, что эти зверки приносят в свое «сенохранилище» и помёт сурков. И съедают они его в первую очередь, поэтому учёным никогда не удавалось найти в норе пищух экскременты других видов животных. Ещё, мои знакомые магаданские орнитологи просили прислать фотографии обыкновенных гаг, снятых в Чаунской губе на севере Чукотки, чтобы определить подвид птиц. На основе моих фотографий удалось выяснить, что это тихоокеанский подвид обыкновенной гаги.

- По результатам своих путешествий Вы пишете какие-нибудь путевые заметки, может быть публикуете статьи в научно-популярных журналах?- Обязательно публикуюсь, когда накапливается интересный материал. В основном публикуюсь в немецких журналах, к примеру, в Naturfoto, в русскоязычных журналах – единично. Выступаю в России тоже очень-очень редко. Почти три месяца в московском зоопарке проходила моя фотовыставка. Два раза я проводил занятия с юннатами кружка юных биологов зоопарка (КЮБЗ).

- Почему Германия? Как Вам удалось в совершенстве овладеть немецким языком?- Все началось с посещения Германии по обмену. Во время одного из посещений попробовал сделать презентацию своих фотографий. Языка не знал, даже в университете за немецкий чуть не отчислили. Пришлось читать доклад по бумажке. Потом выучил этот текст, состоящий из семи страниц, а чуть позже осторожно пытался импровизировать. Слушатели стали задавать вопросы, а я не мог на них отвечать. Пришлось всё больше времени посвящать изучению языка. Так и заставили меня фотографии постепенно выучить немецкий язык.

- Возникали ли какие-либо сложности при работе на Чукотском полуострове: бытовые или транспортные проблемы?
- Благодаря тому, что я полевик с детских лет, критичные сложности на Чукотке особо не ощущались. Я очень часто живу один в палатке и по нескольку недель. Немного воды и еды, а также чтобы было какое-то, пусть временное, сухое жилье. Самое главное – наличие объектов съемки. Когда есть что снимать, я забываю про холод, жажду и голод.

- А есть ли какие-то сложности на Восточной Чукотке для фотографа? Может быть дадите мудрый совет для путешественников-фотографов, желающих попасть в национальный парк «Берингия»?
- Север очень приятен с точки зрения фотографии. Можно даже ночью снимать! Растения на Чукотском полуострове я фотографировал только ночью. Конечно здесь холоднее, нужно теплую одежду с собой носить, а это лишние килограммы. Для меня вес рюкзака очень критичен – моя фотоаппаратура весит около 25 кг. Конечно, существует и транспортная проблема. Остается надеяться на местных жителей, которые могут попутно забросить до места съёмки.

- Самые необычные для Вас встречи на Чукотском полуострове?- Удалось поснимать сибирских гаг на пролёте. Во всем мире не так уж и много фотографий этих интересных уток.

- Сколько новых для Вас видов удалось снять на Чукотском полуострове?
- Навскидку около 20.

- Планируете ли Вы после Берингии написать какой-то отчёт или, может быть, сделать фотовыставку?- Насчёт фотовыставки я ещё не думал. А отчет напишу обязательно, но чуть позже. Собран очень большой материал и есть виды животных и растений абсолютно мне не знакомые. Поэтому перед тем, как написать отчёт об увиденном, я попрошу моих друзей учёных определить эти неизвестные мне виды. Возможно, что от собранного материала будет какая-то польза и для науки. Кроме того, я передаю лучшие снимки национальному парку «Берингия». Также открыт для сотрудничества и рад оказать помощь в работе отделов нацпарка и в дальнейшем.

- Какие впечатления остались у Вас от посещения Чукотского полуострова и национального парка «Берингия»?- Природа необыкновенно хороша. Очень интересный растительный и животный мир. Уникальное место и для туризма, и как пример совершенно особой экологической ниши. Я вот, например, был в Намибии, Казахстане, Киргизии, там очень много построено на микроландшафтах. Находишь какую-то нишу или обрыв, и они отличаются от общего окружения. А на Чукотке как будто работали какие-то гиганты: сопки, которые тянутся на десятки километров, бескрайняя тундра, огромные зеркала морских заливов и бухт. Здесь почти везде можно найти что-то интересное. Совершенно потрясающий набор цветов. Когда тает снег и появляются первые растения, тундра покрывается невероятно пёстрым ковром. Думаю, многим будет интересно посмотреть на это. Кроме того, меня поразили огромные льдины и десятиметровые сугробы, оставшиеся после зимы по берегам рек и в распадках гор. Для жителей Европы это конечно же совершенно необычное зрелище.

- Считаете ли Вы Чукотку территорией экстремального туризма? Может ли любой, даже неподготовленный фотограф приехать и поработать здесь?
- Сюда обязательно стоит приехать. Но человеку без подготовки, который просто имеет фотоаппарат, я бы не советовал сюда ехать. К примеру, здесь много медведей, и фотограф должен знать, как вести себя среди них. Или же - передвижение по скалам и сыпцам. У меня есть опыт работы в горах Киргизии, поэтому это испытание было преодолимо для меня. А место очень притягательное!

image
Обыкновенная гага тихоокеанского подвида. Автор фото: Петр Романов

image
Северная пищуха. Автор фото: Петр Романов

image
Сибирские гаги. Автор фото: Петр Романов

image
Берингийский суслик. Автор фото: Петр Романов

image
Ландшафты Чукотского полуострова. Автор фото: Петр Романов

image
Птенец обыкновенной гаги. Автор фото: Петр Романов

image
Съемка растений осуществлялась только ночью. Автор фото: Петр Романов

image
Попутным транспортом до места съемки.

image
Многометровые наносы снега на склонах береговых террас. Автор фото: Петр Романов

image
Большие льдины на побережье. Автор фото: Петр Романов

image
Бурый медведь. Автор фото: Петр Романов

image
Льдины в море. Автор фото: Петр Романов