Чтобы прояснить обстоятельства происшествия, дирекцией национального парка были опрошены все очевидцы событий, инициирована встреча с охотниками и жителями села Новое Чаплино, однако картина так и не прояснилась.
По словам жительницы села Новое Чаплино Людмилы Ермолаевой, о том, что моржи вновь появились на лежбище было известно всем местным жителям, и его старательно оберегали: «Мы очень обрадовались, что это наконец-то очень близко и больше не будет проблем с мясом, так как в последние годы мы не полностью используем квоты. Мы даже отказались от традиционного сбора яиц на Нунеангане, чтобы не тревожить животных. В тот день я впервые увидела этих моржей своими глазами. Я собирала ягоды на острове Итыгран и сначала услышала шум лежбища, затем увидела зверей с высоты. Когда я в очередной раз подняла голову, увидела, что к лежбищу идут четыре лодки, они подошли очень близко, мне издалека даже показалось, что они причалили к берегу. С нашей стороны к ним рванула лодка, чтобы сделать замечание. Когда мой муж вернулся, он сказал, что моржей на берегу больше нет, они ушли в море».
Рулевой одной из лодок с туристами в своей объяснительной записке утверждает, что при приближении лодок моржей на берегу уже не было: «9 августа 2017 году круизное судно проследовало мимо острова Нунеанган к месту якорной стоянки. В момент прохождения острова Нунеанган наблюдали некоторое количество моржей на берегу, а также разрозненные группы моржей в воде. Из-за значительного удаления судна более точно определить количество моржей не удалось. Около 9 часов утра на воду было спущено 5 туристических лодок типа «Зодиак». Лодками управляли опытные рулевые, имеющие опыт работы с морскими млекопитающими. Приблизительно в 9.45 лодки отправились в сторону острова Нунеанган. На расстоянии около одного километра от острова была проведена оценка численности моржей на берегу и в воде с использованием бинокля. К этому моменту на берегу не было ни одного моржа. Всего около 400-500 животных находились в воде, поведение моржей было спокойным».
В настоящее время у национального парка нет юридических механизмов для того, чтобы ограничить доступ к этому лежбищу, так как отдельно стоящий остров Нунеанган является территорией парка «Берингия», а на прилегающую к нему морскую акваторию юрисдикция парка уже не распространяется.
«Согласно проекту морской охранной зоны национального парка «Берингия», обсуждение которого вызвало большой диссонанс в обществе, акватория, прилегающая к острову Нунеанган, должна войти под юрисдикцию парка. В этом случае мы были бы полномочны диктовать свои правила посещения акватории и ограничить подход к лежбищам и залежкам моржей всех плавательных средств на один километр. Если проект будет утверждён, то мы обязательно это сделаем, но пока что мы не можем вводить ограничения и привлекать кого-либо к ответственности», - пояснил директор национального парка Владимир Бычков.
Инициативу об ограничении подхода к лежбищам и залежкам активно поддержали охотники из Нового Чаплино на встрече с дирекцией национального парка.
Чтобы избежать повторения подобных инцидентов, в следующем сезоне планируется выделять инспекторов, которые будут сопровождать круизные суда на территории парка и контролировать посещение лежбищ и птичьих базаров. Коренные жители также выступили с инициативой участвовать в рейдах по контролю посещения туристами лежбищ в проливе Сенявина.