В связи с труднодоступностью посещения родовых мест, где многие годы жили определённые семейные кланы, не представляется возможным в полной мере передавать молодому поколению знания об истории семьи, традициях и обычаях. Утрачивается традиционная обрядная деятельность, связанная с посещением родовых угодий и общения с природой.
За основу для изготовления щитов была собрана и обобщена информация у потомков и старейшин, родившихся в древнем поселении, которые помнят уклад жизни в середине прошлого века, знают историю поселения начала ХХ столетия , способы и принципы традиционного природопользования.
Выезд на место древнего поселения Кивак и установка щита с информацией о предках стало для жителей знаменательным событием. Так, на древнее поселение Кивак отправились Ульгугье Валентина Александровна, ее племянница Кленкова Ия Анатольевна, Паулина Любовь Евгеньевна, Паулина Надежда Евгеньевна, чьи предки проживали на этой территории.
Валентина Александровна рассказывает о том времени, когда вместе с родителями жили в землянке у самого
берега:
- Я родилась в поселении Кивак в 1949 году. С рождения меня по-эскимосски звали Юргина. Русское имя Валентина дали потом. Мои папа Ульгугье и мама Т'ыкыӷаӷми (Тикихахти) родились и жили в Киваке. У меня было два брата и три сестры. Двое братьев умерли от болезни. Третья сестра тоже умерла от болезни, только уже в Уназике. Мы жили в землянке. Отапливали жирником. Её построил мой отец. С нами жила ещё наша бабушка. Вся наша семья была сыта. Голода не знали. Мяса было вдоволь. Мужчины охотились на кита, моржа, нерпу. Ловили рыбу. Летом много ягод было. Неподалёку находились яранги. Там жили не только эскимосы. Но и чукчи. Часто браки были смешанные. Все понимали друг друга, потому что говорили на двух языках. Когда нас переселили , все скучали по Киваку. Родители с тоской вспоминали прожитые годы в родном нашем посёлке.
Следующим местом установки щита стало древнее поселение Уназик. Туда вместе с сотрудниками парка отправились Ашкамакины Светлана Ивановна, Роза Ивановна и Анатолий Владимирович, Селякина Валентина Ивановна, Макотрик Игорь Николаевич .
Из воспоминаний Светланы Ивановны Ашкамакиной : «Мой папа, Ашкамакин (Ашкамакын) Иван Иванович родом из старинного села Ун´азик' (Старое Чаплино). Родился в 1911 году в традиционной эскимосской семье.
В самом Ун´азик'е юпик жили на косе, которая была в те времена намного больше, а вся южная сторона была покрыта зелёной травой. На конце мыса высилась скала, где располагалось моржовое лежбище до 1930 г. В настоящее время нет ни скалы, ни лежбища —всё смыло водой, осталась одна галька.
Лёд в море был подвижным из – за течения, но морзверобои были люди опытные, потому что эти знания передавались из поколения в поколение стариками наставниками. Охотились как и сейчас, только без моторов».
Из воспоминаний Селякиной Валентины Ивановны:
«Я родилась в 1950 году в с. Уназик в семье охотника. С рождения меня по-эскимосски звали Мма. Русское имя Валентина потом дали. Мой папа Силяка (Силыӄа) был охотником морзверобоем. Русские называли его Сашей.
Отцу, Отӽа, Аныӄа и ещё нескольким ведущим охотникам в Уназике построили деревянные домики. У моего отца была большая упряжка собак. Собаки боли огромные. Я не помню, откуда он взял, может быть подарили, может обменялся на что-нибудь. Хорошее транспортное средство. Многое перевозить можно было. У каждого рода был свой знак. Он ставился на мясе, одежде и предметах быта.
В семье родителей родилось шесть детей. От болезни умерли два брата.
Мама Иппи (Катя) вела домашнее хозяйство: шила и чинила одежду, готовила нам еду, собирала дикоросы. Во время войны, как и многие женщины, шила для фронта варежки, чижи, мешки.
Часть людей с посёлка жили в деревянных домиках, часть в землянках, часть в ярангах.
На берег шторм всегда выбрасывал морепродукты. Прямо на берегу мы играли и ели морскую капусту. Это территория ветров. Всегда было холодно. Но нам нравилось это место. Летом было несколько дней, когда немного согревался песок и мы прыгали на нём босиком. Нам казался он таким тёплым.
Уназик – моя родина и земля моих предков. При каждой возможности всегда стараюсь выехать на своё родовое место».
Эти старые и покинутые поселения не забыты. Память о них будет жива, пока воспоминания передаются из поколения в поколение.