НОВОСТИ И СОБЫТИЯ ПАРКА «БЕРИНГИЯ»

Сохранность археологических памятников на территории нацпарка проверили сотрудники Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотки


– Кто отвечает за сохранение памятников на Чукотке?

У нас в регионе орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охраны памятников – это Комитет по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа. Комитет имеет 6 штатных единиц, инспекторов всего 2, а принятых на государственную охрану объектов культурного наследия – 332 единицы.


– Как памятники попадают в этот список?

Процедура различна для памятников археологии и иных объектов культурного наследия. Памятники археологии выявляют, описывают и определяют их границы специалисты с разрешением Министерства культуры РФ – Открытым листом, выдаваемым на 1 год. Как только специалист-археолог выявляет объект археологического наследия, он должен сообщить об этом в региональный орган охраны памятников, в данном случае в Комитет Чукотского АО, в течение 10 рабочих дней. Простой человек не может выявить и обследовать памятник, но может сообщить о его наличии и местоположении в орган охраны памятников для организации дальнейшей работы. Памятники археологии после государственной экспертизы по умолчанию приобретают статус памятников федерального значения.

В отношении остальных объектов культурного наследия – допустим, мемориальных знаков, интересных исторических зданий и сооружений, исторически значимых мест процедура отличается. Любой гражданин может написать заявление о том, что такой объект имеет историческую ценность. Необходимо приложить фотографии и историческую справку о данном объекте. Например, капитальных зданий 40-50 годов, не претерпевших значительной перепланировки, на Чукотке остались считанные единицы.

После этого получения заявления организуют детальное обследование объектов, проводится историко-культурная экспертиза, которой занимается эксперт, аттестованный министерством культуры, после чего объект приобретает статус памятника федерального значения – имеющего значение для страны, либо регионального значения, либо муниципального значения или исключается из списка охраняемых, если экспертиза показала, что объект не представляет ценности или его невозможно сохранить.


– Как статус помогает сохранить памятник?

Мы вносим информацию о выявленных объектах в единый государственный реестр объектов культурного наследия, реестр объектов недвижимости, и земли приобретают особый статус – земли объектов культурного наследия и отражаются на кадастровых картах. При любых проектах капитального строительства Главгосэкспертиза обращает внимание на то, чтобы территория была обследована в археологическом отношении и установлен факт отсутствия на ней объектов археологического наследия, или имеющих признаки объекта культурного наследия. Объект археологии, включённый в список памятников, это государственное имущество, за порчу или уничтожение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность.


– Кто обследовал памятники на территории национального парка?

В 1960-e - 1980-е годы здесь работал Николай Диков, всемирно известный археолог, доктор исторических наук. С 1991 года в Чукотском и Провиденском районах работал Сергей Гусев, кандидат исторических наук. Он обследовал большое количество береговых памятников. Большая часть памятников на территории парка выявлена и описана этими людьми.


– Как Комитет следит за сохранностью памятников?

Памятники, которые стоят на учете, должны минимум раз в пять лет подвергаться процедуре мониторинга. Должен приезжать инспектор и смотреть современное состояние памятника.


– Какие задачи были у вас на этот выезд?

В мой нынешней выезд, благодаря поддержке нацпарка, удалось обследовать памятники федерального значения: многослойное поселение Найван, мезолитическую стоянку Путурак, остатки крепости Рыгнахпак. Была проверена целостность объектов, зафиксировано, какие есть нарушения.

На Найване зафиксированы следы проезда техники по территории памятника. Возможно, целесообразно ставить информационные щиты на этой территории.

Также мы смогли выехать на многослойное поселение Пагиляк и на религиозно-культовое сооружение Китовая аллея, поселение Сингак.

Для примера можем посмотреть на фотосъемку объекта «Стоянка Путурак». Это мезолитическая мастерская. Когда-то Диков раскопал тут 28 кв. метров и с поверхности поднял около 1,5 тысяч отщепов и орудий, в раскопах было около 6 тысяч находок. С краю возвышенности, на вершине которой расположена стоянка, видны колеи работы техники – уже задерненные. Свежих повреждений не выявлено. Было проверено соответствие границ по данным органа охраны памятников микрорельефу и площади распространения подъемного материала.

«Бумажные» границы были приурочены к раскопам, совсем минимальная часть была взята в границы, меньше 100 квадратных метров. Подъёмный материал выявлен за границами и у нас появляется основание пересмотреть учётные данные о территории памятника – необходимо увеличить её.

Резюмируем: полученные в ходе обследования материалы позволят в дальнейшем пересмотреть площади памятников, если было выявлено несоответствие, зафиксируют повреждения естественного и антропогенного характера, то есть это плановая работа по отслеживанию состояния объектов культурного наследия. Надеюсь, что подобные совместные выезды станут ежегодной практикой.

– Есть ли на Чукотке выявленные, но не обследованные экспертами памятники?

Да, таких довольно много. Даже среди памятников, выявленных ещё Диковым, их штук 200 в запасе. Это внутренние районы Чукотского полуострова, куда добраться очень трудно, а по архивным данным точное местонахождение памятника установить не получается или нет данных о сохранности этого памятника. Их нужно фактически «перевыявлять».

– Что делать, если обнаружил артефакт?

Если человек нашел артефакт, надо сдать находку в музей и подробно рассказать о месте находки, жалательно с GPS координатами. Отдельно поднятые артефакты без понимания, где они были найдены, без сопутствующего культурного слоя, практически теряют свою ценность.


– Существует ли ответственность за хищение артефактов?

Да, любые работы на археологическом объекте – это административная или уголовная ответственность за причинение вреда объекту культурного наследия. На Чукотке никогда не было уголовных дел, но в России есть такая практика.