НОВОСТИ И СОБЫТИЯ ПАРКА «БЕРИНГИЯ»

В национальном парке «Берингия» впервые изучат реакцию китов на судовой шум

Научные сотрудники биологического факультета МГУ Ольга Филатова и Иван Федутин уже четвёртый сезон подряд проводят исследования в рамках совместной с национальным парком научной программы по изучению китообразных Чукотки. 

В этом году, помимо традиционного мониторинга горбачей, косаток и серых китов в проливе Сенявина, перед учёными стоит новая задача – оценить реакцию китов на судовой шум. Подобные исследования становятся особенно актуальными в связи с развитием Северного морского пути и активизацией судоходства в Арктике, поэтому проект получил поддержку Всемирного фонда дикой природы.


«Известно, что судовой шум на китов достаточно плохо влияет. Во-первых, это собственно прямое влияние – фоновый стресс, который снижает иммунитет. Кстати, такая же реакция отмечается и у людей, которые живут рядом с постоянным источником шума, например, рядом с шоссе. Для китов шум опасен ещё и тем, что из-за него снижается дистанция обнаружения их собственных звуков: им сложнее друг друга услышать и найти добычу. Серых китов это в меньшей степени касается – они едят то, что на дне, а вот горбачи ориентируются по слуху – они слышат звуки, которые издаёт рыба или кричащие чайки.
В-третьих, шум напрямую воздействует на поведение. Например, может заставлять животное переходить от кормежки к перемещению. Мы как раз попробуем проследить поведенческую реакцию на шум, понять, на каком расстоянии кит начинает реагировать на посторонние звуки», – рассказывает руководитель экспедиции, доктор биологических наук Ольга Филатова.

Фонтаны горбачей. Фото: Ольга Филатова.



Подобные исследования со звуками будут проводиться на Чукотке впервые. Сначала учёные определят места концентрации китов и проведут наблюдения за группами кормящихся горбачей в обычном режиме. А затем через специальный подводный динамик будут проигрывать записи со звуками судна и отмечать реакцию китов.

«Когда кит испытывает стресс, у него меняется частота дыхания, он чаще выныривает, пускает фонтаны, пытается уйти от источника звука – по подобным поведенческим реакциям мы сможем понять, как шум влияет на китов, – поясняет Иван Федутин, – В будущем это может помочь предотвратить негативное воздействие на китов при развитии судоходства на северном морском пути, в случае, когда маршруты движения судов будут проходить через летние нагульные скопления китообразных».

Несмотря на то, что мониторинг китообразных на территории «Берингии» уже четвёртый сезон подряд проводится в одном и том же месте и в одно и то же время, каждый год киты преподносят учёным сюрпризы. Что ждёт исследователей в этом году, пока не известно:

«В 2017 году, во время нашей первой экспедиции на Чукотку, кормовое скопление горбачей мы наблюдали на выходе из бухты Румилет – там киты кормились сайкой. На следующий год они держались в бухте Пенкингей, где кормились мелкими рачками – крилем.
В прошлом году китам явно нечего было есть. Мы встречали китов в бухте Пенкингей, но, по сравнению с предыдущими годами, их было очень мало, они не задерживались и уходили дальше в поисках пищи. Только в последние дни экспедиции, уже в середине сентября, пошла песчанка и мы наблюдали, как горбачи ей кормятся. В прошлом году было также много погибших от истощения морских птиц. В этом году, по словам сотрудников парка, песчанка уже подошла. Интересно посмотреть, как это повлияет на распределение китов, их поведение и численность», – делится Ольга.


Из-за отсутствия основного объекта исследования – горбачей и косаток, в прошлом сезоне учёным пришлось переключить внимание на серых китов. Если горбачей различают по хвостам, то серых китов можно отличить ещё и по спинам – узор пятен у каждой особи индивидуален. В планах исследователей – сравнить новые данные по серым китам с базой по проливу Сенявина за прошлые годы, а также с данными по другим районам Чукотки.


В этом году учёные надеются также наладить взаимоотношения с морскими зверобоями Нового Чаплино:
«Мы хотим провести измерения добытых китов, взять пробы на содержание гормонов стресса, на загрязнения. Наши коллеги успешно сотрудничают с морзверобоями Лорино и всё это уже делают, а здесь подобные исследования ещё не проводились».

Учёные наблюдают за обитателями парка, а обитатели - за учёными. Фото: Ольга Филатова.


Дополнительная информация:
В 2017 году прошла первая рекогносцировочная экспедиция по изучению китообразных пролива Сенявина. Её целью было обнаружение мест концентрации китов, выяснение популяционной структуры китообразных разных видов, изучение их миграций. По результатам сезона 2017 года был составлен фотокаталог горбатых китов, встречающихся у берегов Чукотского полуострова в летне-осенний период.


В 2018-2019 годах исследования были продолжены. Благодаря методам фотоидентификации и анализу генетических проб, учёным удалось узнать, что чукотские горбачи являются частью американского стада, которое зимует в Мексике и на Гавайях:
«Некоторые генетические маркеры передаются по материнской линии, другие - и по материнской, и по отцовской. Если смотреть в целом по материнской и по отцовской, все тихоокеанские киты смешиваются, потому что самцы более свободны в перемещениях. Но при этом, если смотреть только по материнской, то они представляют собой отдельные кластеры: самки более привязаны к определенным местам нагула и размножения. Одна и та же самка может ходить из Азии или с Гавайских островов всё время на Чукотку, или на Камчатку, или на Командоры – вырисовывается довольно чёткая структура. Мы сравнивали чукотских китов со своими результатами по Камчатке и Командорам и с результатами американских коллег по Берингову морю и Алеутским островам, и получилось, что чукотские горбачи являются частью американского стада: они зимуют на Гавайях и в Мексике и приходят на Чукотку в основном с востока – мимо североамериканского побережья».